Архетипом сегодня можно называть всё: начиная от чуда и заканчивая марками стиральных порошков. Так часто этот термин стал на слуху и настолько размазанным, что иногда люди, которое употребляют это слово, сами не знают о чём они говорят. В этой статье мы с Вами решительно исправим эту ситуацию.
Откуда приходят архетипы и что они хотят?
Архетипы – это древние части сознания, которые со временем превратились в определенные сценарии, наборы качеств. Если я скажу: архетип Матери – то Вы сразу поймёте о чём идёт речь. Мать – это забота, любовь, принятие и т.д. Понятие материнства есть у каждого народа. В разных культурах образ матери будет выглядеть по разному, какие-то качества будут добавляться, какие-то нет. Но некоторые свойства будут неизменны.
Архетипы приходят в психику человека из глубин коллективного бессознательного. Их цель – воплотиться, найти себе земную форму. Именно архетипы создают нашу реальность, привлекают события и людей. Например, человек в порыве злости срывается на близких. В этот момент он одержим архетипом Марса. Человек, в данном примере, проводит этот архетип, уж как может.
Задача – провести через себя архетип, помочь ему воплотиться, взять из него ресурс. При этом не впадать ни в одну из его крайностей. Если человек по архетипу Матери слишком мягкий и добрый, то это будет компенсироваться обратной стороной – жестокостью, с которой человек может сталкиваться с виде людей и событий. Об этом чуть ниже по течению.
Этого нельзя делать с архетипом
Другая важная задача – не слиться с архетипом. Такое происшествие Вы можете наблюдать у шизофреников, которые считают, что они являются Иисусом или Наполеоном. Их сознание проводит архетип Иисуса или Наполеона, при этом их собственное Я (Эго) отключено или разрушено и эго не регулирует этот процесс. Это можно сравнить со сломанным краном, из которого хлещет вода во все стороны. Помните, личность должна воплотить архетип, не теряя при этом своего Я. Например, личность берет из архетипа Наполеона ресурс: качества лидерства и завоевателя, которые будут применяться в бизнесе, карьере.
Другой пример, когда поток энергии архетипа разрушает Эго-сознание Вы можете встретить в эзотерике. Когда кто-то считает себя воплощением высшего разума, бога, аватара и т.д.
Поэтому человеку крайне важно развивать своё Эго, делать его здоровым и сильным. Мощное Эго может конструктивно проявить любой архетип и вынести из этого пользу. Например, в личности проснулся архетип Марса. Человек со слабым Эго будет его проявлять прямолинейно – срываться на близких, раздражаться по любому поводу, травмироваться, резаться, у него будут напряжённые мышцы. Личность со здоровым Эго отыграет архетип Марса через спорт, конкуренцию, поставит на место шумного соседа, который не даёт всем спать. Это пока простой пример. Конечно, архетипы можно и должно проявлять более глубоко.
Как не попасться в ловушку биполярности? Пример астрологии
Здесь открывается крайнее важная деталь – любой архетип дуален, то есть имеет две стороны, два полюса, две крайности. Как тезис и антитезис. Там где любовь, там и жестокость. Например, любовь матери может очень быстро превратиться в душащую заботу. И вот тут начинаются проблемы.
Обычный человек находится в биполярном мышлении. Его сознание жёстко всё разделяет на части из серии: есть хорошее, есть плохое. Часто два этих понятия не могут пересечься в сознании также, как две параллельные прямые не пересекаются в пространстве. Западный человек не может увидеть проблему и её решение в одном символе, в одной фигуре. Восточный человек, наоборот, в одном и том же может увидеть как свет, так и тьму. Как проблему, так и решение. Это обозначает известный символ Инь-Ян.
Даже часто люди путают понятие “архетипов” с “типами”. Тип – это что-то неизменное, тогда как архетип имеет разные уровни одной и той же идеи, смысла.
Например, астрологи не могут увидеть в Венере её тёмный эрос, в Юпитере тирана, а в Сатурне богатство и ресурсы. Это однобокое полярное мышление из серии: Юпитер хороший, Сатурн плохой. Такое сознание как бы отламывает часть символов, образов архетипа и видит только одно его проявление. Это то же самое, что сказать, что айсберг – это только то, что мы видим на поверхности воды, а всё что под водой – не существует.
По этому поводу я вспоминаю прекрасную притчу.
В одной деревне когда-то жили шестеро слепых. Как-то они услышали: «Эй, к нам пришёл слон!» Слепые не имели ни малейшего представления о том, что такое слон, и как он может выглядеть. Они решили: «Раз мы не можем его увидеть, мы пойдём и хотя бы потрогаем его».
— Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.
— Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.
— Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.
Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.
— М-м-м… это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.
— Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
— Ну, нет! Слон похож на копье! Да — круглый, да — тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.
— Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
— Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.
— Нет, на веревку!
— Нет, змею!
— Стену!
— Вы ошибаетесь!
— Я прав!
Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе.
В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие. Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.
Именно так работает расколотое сознание, которое не доросло до того, чтобы видеть дуальность. Для искателей более глубокой информации по секрету скажу: это всегда говорит о том, что человек не осознал свою Теневую часть и находится в сильном внутреннем конфликте. Но сегодня не об этом.
Как высоко летают голуби и воробьи Венеры?
Любой архетип, любая планета имеет две стороны. Это можно сравнить с регулировкой подсветки на Вашем смартфоне: от тусклого к очень яркому свету. Карл Юнг говорил, что мы смело можем приравнять понятие архетипов к богам. В астрологии архетипы – это планеты. Тогда как знаки – это мифологический уровень, архетипический образ.
Например, архетип Венеры имеет два главных полюса: красота и уродство, влечение к жизни и влечение к смерти. Мы часто привыкли считать красотой что-то милое, доброе. Но разве картина «гибель Помпеи» не прекрасна? А реквием Моцарта?
Влечение к жизни у Венеры выражено в виде голубя, который обозначает дух, сублимацию, чистый эрос, влечение к тонкому. Голубь Венеры включается каждый раз, когда Вы получаете эстетическое удовольствие от произведения искусства или глубокой мысли. Это красота мудрости, одухотворение. На более бытовом слое это мир доброй и плюшевой Венеры, романтических фильмов, мишек и конфет.
Но также Венеру обозначает ворон и воробей.
Ворон – символ наслаждения материей, это страсти, надрывы, переживания, драмы и трагедии, которые могут быть очень и очень красивыми. Это тёмная сторона Эроса. Это не социальная картина природы, когда тигр убивает лань, чтобы обеспечить себе еду. Это желание уйти в пищевой разврат после долгой диеты – всё это символизирует ворон.
Воробей – эти птицы считалось предвестником смерти, это стремление к разрушению. Например, когда Вы едите вредную, но вкусную пищу. Вы знаете, что это вредно, но желание и вкусовые рецепторы побеждают.
Обратите внимание, что все три символа являются ипостасями, отражениями Венеры. Бинарному и расколотому сознанию эти птицы покажутся совершенно разными, такое сознание не сможет увидеть связь между ними. Но посмотрите, что их объединяет? Все три птицы обозначают влечение, удовлетворение, но на разных уровнях.
- Голубь – удовлетворение от высоких материй, эстетики;
- Ворон – удовлетворение от материи, от драм и трагедий, глубоких переживаний;
- Воробей – удовлетворение от разрушения, всего вредного, но вкусного во всех смыслах слова.
Ни один из этих символов не является лучше или хуже другого. Иногда нам надо включить «голубя» и получить удовлетворение от искусства, эстетики, романтики. Но иногда надо выпустить чувства, прожить трагедию, надрыв. А иногда надо всё бросить к чёрту и сходить в Макдональдс. Это расширение и конструктивное проявление архетипа, когда личность может его проводить в разных оттенках.
Ваша задача – проявлять и выражать каждый архетип на максимально сильном диапазоне. Например, учиться выражать ту же Венеру и на уровне голубя, и на уровне ворона и на уровне воробья.
Архетип – это идея, смысл, суть, которая может выражаться на разных уровнях. Человеческое Эго или личность – это как корабль, который плывет по вечным звездным водам архетипов.